1.      ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.       Цель: формирование  у магистров целостной системы знаний в области менеджмента музыкальной педагогики; раскрытие важнейших положений менеджмента как современной практики успешного управления; развитие умений и навыков менеджмента в сфере социально-культурной деятельности всех возрастных групп населения.

1.2. Задачи: познакомить магистрантов с современным состоянием, основными проблемами развития музыкальной педагогики как науки, тенденциями и перспективами ее менеджмента; изучить инновационные процессы в музыкальной педагогике; принципы менеджмента при проектировании новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса; научить студентов работать в команде для внедрения инновационных приемов в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации; выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационного менеджмента.

1.      МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

           

1.1.         Б1.В. ОД

1.2.            Связь с другими дисциплинами учебного плана

Перечень предшествующих дисциплин

Перечень последующих дисциплин, видов работ

 

Психология музыкального образования

Музыкально-компьютерные и медиатехнологии

Музыкально-педагогические технологии  инклюзивного образования

Основы теоретического музыкознания

Педагогическая диагностика музыкального развития

Теория и практика музыкально-педагогического образования

 

Педагогический анализ музыкального дискурса (магистерский семинар)

Вокальное исполнительство

 

Этнокультурные традиции в музыкальном образовании

 

2.      ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Формируемые компетенции

Осваиваемые

знания, умения, владения

Код

Наименование

                          Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

ОПК-3

готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия

 

З место менеджмента в музыкальном искусстве и образовании в системе современной науки об управлении и социально-культурной сфере; нормативно-правовые основы арт-менеджмента и особенности их применения в профессиональной деятельности

У принимать управленческие решения в соответствие с современной исторической и общественно-экономической ситуацией на арт-рынке; осуществлять руководство проектами и программами в области менеджмента в музыкальном искусстве и образовании; организовать презентационные мероприятия, направленные на продвижение креативных продуктов, идей в сфере искусства

В технологиями проектирования и планирования в сфере менеджмента искусства; технологиями аккумулирования и привлечения финансовых средств из различных источников; технологиями маркетинга в сфере искусства

 

профессиональные компетенции (ПК) по видам профессиональной деятельности

 

(указывается вид профессиональной деятельности)

ПК-11

готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

 

З основные методики, технологии, приемы обучения; особенности работы менеджера  в образовательной организации

У применять знания в области организации менеджмента в сфере искусства; своевременно находить и оперативно применять оптимальные методики, технологии, приемы обучения; осуществлять диагностику и прогностику образовательной деятельности

В навыками обеспечения и функционирования творческого коллектива, социально-культурное планирование, проектирование и маркетинг в музыкальной и концертной деятельности; процедурой анализа процесса использования методики, технологии, приемов обучения в образовательной организации

 

 

4.      СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аудиторные занятия  – заочная форма обучения

Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Формируемые компетенции

 

2

4

Лекции

 

2 сем

1

1

Модуль 1.  Становление менеджмента музыкальной педагогики

 

 ОПК-3

ПК-11

2 сем

1

1

Модуль 2.  Нормативно-правовые основы менеджмента в музыкальной педагогике. Благотворительная деятельность. Этика менеджмента в искусстве.

  ОПК-3

ПК-11

 

6

 

Практические занятия /семинары

 

 

6

Модуль 1.  Понятие и сущность продюсирования

ОПК-3

ПК-11

2 сем

2

2

Тема1. Проектный менеджмент

ОПК-3

ПК-11

3 сем

2

 

Тема 2. Инновационные технологии в сфере музыкальной педагогики

ОПК-3

ПК-11

3 сем

2

 

Тема 3. Государственное и рыночное регулирование в сфере музыкальной педагогики

ОПК-3

ПК-11

 

 

Лабораторные занятия

 

 

 

 Учебным планом не предусмотрены

 

 

 

 

Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения

 

Неделя

Кол. час

Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы, ЭВМ и др.

Формируемые компетенции

1-10

18

Станоление арт-менеджмента за рубежом 

 

ОПК-3

ПК-11

11-18

14

Музыкальный шоу-бизнес как часть арт-индустрии 

ОПК-3

ПК-11

1-9

8

Менеджмент шоу-бизнеса

ОПК-3

ПК-11

10-12

10

Этика менеджмента в шоу-бизнесе

ОПК-3

ПК-11

13-18

10

 Менеджмент гастрольной деятельности

ОПК-3

ПК-11

60

Общая трудоемкость самостоятельной работы (час)

2,3 сем

4

Подготовка к зачету

 

 

 

2.      ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

5.1.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

 

Тестовые задания

Вариант I

1.   Учреждения культуры важны тем, что они:

а) Осуществляют социально значимую деятельность

б) Приносят доход

в) Обеспечивают нравственное воспитание

2.   Разработанный проект утверждает:

а) Учредитель (вышестоящая инстанция)

б) Заказчик

в) Тот, кто будет распоряжаться выделенными средствами

3.   При получении отрицательного ответа от потенциального донора (при отказе в поддержке проекта) следует: а) Просить разъяснить причины отказа

б) Извиниться за беспокойство

в) Продолжать настаивать на предложении

4.   К технологии фандрейзинга относится:

а) Организация специальных событий и социальных мероприятий

б) Договор о совместной деятельности

в) Подготовка информационных материалов о проекте

5.   Успешному фандрейзингу мешают:

а) Низкий культурный уровень представителей бизнеса

б) Унизительность просить деньги

в) Недостаток информации

Вариант II

1.   Дополнительные средства привлекаются в сферу культуры потому, что:

а) Виды деятельности в ней коммерчески неконкурентны

б) Необходимо обеспечить занятость работников культуры

в) Она дает возможность реализации социального партнерства

2.   Благотворительность это дело и забота:

а) Государства

б) Бизнеса

в) Граждан

3.   Письмо-предложение должно быть подписано:

а) Менеджером проекта

б) Председателем оргкомитета

в) Учредителем организации, отвечающей за реализацию проекта

4.   Государственное регулирование деятельности в сфере культуры это:

а) Принятие законодательных норм и гарантий

б) Контроль выполнения законодательства

в) Выделение средств госбюджета

5.   Успешному фандрейзингу мешает:

а) Непрофессионализм исполнителей

б) Недостаточные меры административного воздействия на бизнес

в) Недостаток кадров в сфере культуры

Вариант III

1.   Фандрейзинг это:

а) Технология просить денег

б) Привлечение средств на некоммерческие проекты

в) Работа по привлечению инвесторов

2.   Проблема "бизнес и культура" это:

а) Вопросы сотрудничества бизнеса и культуры

б) деловая активность в сфере культуры

в) Культура бизнес-процессов и управления ими

3.   Цель (цели) проекта это:

а) Основные задачи

б) Описание желаемого результата

в) Решение социально-значимой актуальной проблемы

4.   Средства госбюджета, выделяемые на деятельность в сфере культуры, могут получать:

а) Только государственные учреждения и организации

б) Частные лица и инициативные группы

в) Общественные организации

5.   Определение приоритетов поддержки и развития сферы культуры это задача: а) Органов власти

б) Общественных организаций

в) Работников культуры

Вариант IV

1.   Разработка проектов начинается с:

а) Определения целей

б) Выявления актуальных проблем

в) Поиска необходимых средств

2.   Потенциальных спонсоров в проекте интересует, прежде всего:

а) Получение прибыли

б) Получение дополнительных выгод

в) Рекламный потенциал проекта

3.   Некоммерческая деятельность это:

а) Невыгодная деятельность

б) Деятельность, осуществляемая некоммерческими организациями

в) Социально значимая деятельность, неосуществимая на коммерческой основе

4.   Фандрейзинг это:

а) Обеспечение основных фондов

б) Обеспечение оборотных средств

в) Обеспечение зарплаты исполнителям

5.   Условием успешного фандрейзинга является:

а) Хорошая реклама проекта

б) Хорошая репутация и привлекательный имидж организации

в) Большой круг личных знакомств

Вариант V

1.   Особенности менеджмента в сфере культуры обусловлены:

а) Спецификой некоммерческой деятельности

б) Спецификой производимой продукции (товаров, услуг)

в) Спецификой законодательства, регулирующего деятельность в сфере культуры

2.   Маркетинг в сфере культуры:

а) Принципиально иной, чем в коммерческой деятельности

б) Ничем не отличается от маркетинга других видов деятельности

в) Включает в себя коммерческий маркетинг

3.   После получения позитивного ответа потенциального донора на предложение следует:

а) Разработать бюджет проекта

б) Подготовить проект договора

в) Оформить письмо с благодарностью

4.   В разработке проекта желательно участие:

а) Будущих исполнителей

б) Представителей заказчика

в) Партнеров

5.   Нормативное планирование:

а) Облегчает менеджмент

б) Затрудняет менеджмент, ставит ему рамки и ограничения

в) Является государственным вмешательством в бизнес-процессы

 

5.2.Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля

 

Вопросы для зачёта

1.      Продюсер - менеджер -  предприниматель.

2.      Функции продюсера в ролевой структуре. Виды и типы ролей.

3.      Стили управления шоу-проектом.

4.      Формальное и неформальное управление.

5.      Методы эффективного управления.

6.      Авторитет и престиж продюсера как основа руководства. Власть в управлении шоу-бизнесом.

7.      Специфика продюсирования группы. Типы продюсерских компаний и их оргструктура.

8.      Продвижение музыкального материала.

9.      Постпромоушн.

10.  Паблик рилейшнз (PR) и его средства.

11.  Стратегия рекламной кампании.

12.  Выбор PR-агентства.

13.  Виды конкуренции в шоу-бизнесе.

14.  Жизненный цикл музыкального проекта.

15.  Фандрейзинг в музыкальном бизнесе.

16.  Развитие малого бизнеса в сфере культуры.

17.  Виды райдеров и их характеристики.

Вопросы к экзамену по дисциплине "Арт-менеджмент"

1.      Понятие арт-менеджмента как вида управленческой деятельности.

2.      Профессиональное назначение арт-менеджмента, его деятельность и профессиональные компетенции.

3.      Понятие профессиональной управленческой культуры менеджера и сущность его профессионального мастерства.

4.      Понятие проектной деятельности в сфере арт-менеджмента.

5.      Основные характеристики и этапы социально-культурного проекта.

6.      История возникновения и развитие арт-менеджмента в России.

7.      Организационно-управленческие технологии в арт-индустрии.

8.      Cоздание коммерческих фирм в сфере культуры и искусства.

9.      Технология создания арт-проекта.

10.  Технологии PR и реклама в арт-менеджменте.

11.  Технологии формирования имиджа субъектов арт-индустрии.

12.  Интеллектуальная собственность в арт-индустрии и охрана авторских прав.

13.  Менеджмент и организация благотворительной деятельности в сфере культуры иискусств.

14.  Антреприза как форма предпринимательской деятельности.

15.  Задачи арт-менеджмента в сохранении самобытности народных ремесел.

16.  Арт-менеджмент в структуре этнокультурной деятельности.

17.  Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества.

18.  Арт-менеджмент концертных проектов в сфере популярной музыки.

19.  Менеджмент в деятельности детских концертных организаций.

20.  Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии.

21.  Особенности арт-менеджмента в современной дискотеке.

22.  Рекламные технологии в структуре арт-менеджмента.

23.  Использование инструментария маркетинговых коммуникаций в арт-менеджменте.

24.  Кадровые ресурсы арт-менеджмента.

25.  Государственное управление культурой и искусством.

26.  Механизмы финансирования арт-индустрии.

27.  Cовременные методы и подходы к вопросу диверсификации продуктов деятельностиарт-индустрии.

28.  Cистема мировой арт-индустрии и место в ней российского арт-менеджмента.

29.  Cтратегия и тактика в технологиях арт-менеджмента.

30.  Арт-менеджмент в музейном, выставочном и экспозиционном деле.

31.  Арт-менеджмент в изобразительном искусстве.

32.  Арт-менеджмент культурно-просветительской и досуговой деятельности.

33.  Арт-менеджмент в кинематографе.

34.  Информационное обеспечение арт-менеджмента.

35.  Проблема управления качеством в процессе создания социально-культурного проекта.

36.  Cодержание       мотивации           и             формирование   мотивационных                условий                в  сфере арт-менеджмента.

37.  Cоздание команды в процессе подготовки и реализации арт-проекта.

38.  Технология франчайзинга в арт-менеджменте.

39.  Программный подход как инструмент арт-менеджмента.

40.  Коммерческие и некоммерческие проекты в арт-менеджменте.

41.  Роль масс-медиа в арт-менеджменте и создании арт-проектов.

42.  Инновационные технологии в сфере арт-менеджмента.

43.  Арт-менеджмент в театральном искусстве.

44.  Маркетинг, франчайзинг, реклама и PR как инструменты арт-менеджмента в театральном деле и гастрольной деятельности.

 

 

 

Примерные темы рефератов:

1.        Становление системы подготовки кадров в арт-индустрии и ее проблемы.

2.        Арт-менеджмент как самостоятельная сфера деятельности.

3.        Охрана интеллектуальной собственности как важнейшее направление деятельностиарт-менеджера.

4.        Структура управления в сфере искусства.

5.        Становление законодательства в шоу-бизнесе.

6.        Учрежденческие модели в сфере искусства и механизмы их внедрения.

7.        Современное состояние искусства и его влияние на содержание деятельностиарт-менеджера.

8.        Продвижение на рынок культурных услуг - результатов творческой деятельности.

9.        Организационное оформление фирмы.

10.    Профессиональные функции руководителя в сфере арт-индустрии.

11.    История возникновения и развития арт-менеджмента.

12.    Управление и его основные структурные элементы.

13.    Становление музыкально-издательской деятельности.

14.    Индустрия грамзаписи.

15.    Мировая арт-индустрия как система.

16.    Формы организации искусства и историческая ретроспекция их развития.

17.    Создание сценического имиджа.

18.    Арт-индустрия в условиях рыночных отношений.

19.    Структура коммерческой деятельности в сфере шоу-бизнеса.

20.    Модель профессиональных качеств арт-менеджера.

21.    Организация контроллинга продукции арт-индустрии. Деятельность органов надзора.

22.    Арт-менеджер как лидер.

23.    Карьерный рост и корпоративная культура арт-менеджера.

24.    Маркетинг как система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос.

25.    Мотивация творческой деятельности.

26.    Культура руководства: содержание, функции, критерии.

27.    Место мотивации в различных системах управления (США, Япония, Россия).

28.    Управление трудовыми ресурсами в организациях культуры.

29.    Источники финансирования деятельности учреждений культуры.

30.    Персонал и специалисты в организациях культуры: квалификационные требования, формы подготовки.

31.    Программно-целевой метод в управлении культурой.

32.    Психологический климат в коллективе и определяющие его факторы.

33.    Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования культурной деятельности.

34.    Информационные технологии и их значение для развития культурной деятельности.

 

 

 

6.      УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1.Основная и дополнительная литература

 

Выходные данные

Количество экземпляров

Основная литература

1.

Воротной М.В. Менеджмент музыкального искусства. – М.: Лань, 2013.

1

2.

Нужнова Н.М. Технологии менеджмента в социально-культурной деятельности. Учебное пособие. М., 2013

1

3.

Пипилян Е.К. Менеджмент культуры. Уч. пособие. – Владивосток: Изд-во  ДВГТУ, 2007. – 81 с.

1

Дополнительная литература

1.

Абчук В.А., Панфилова А.П. Менеждмент педагогических специальностей, 2010.

1

2.

Симонов В.П.Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании, 2009.

1

3.

Костылев С.В. Технологии арт-менеджмента в структуре социокультурного технологического комплекса// Вестник Красноярского государственного аграрного университкта, 2014.

1

4.

Вертакова Ю.В., Согачева О.В. Методические указания для самостоятельной работы по изучению дисциплин «менеджмент», «теория менеджмента», «арт-менеджмент». Курск, 2014.

1

5.

Круглова Н.Ю. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по специальности "Антикризисное управление" и по другим специальностям направления "Менеджмент" / Н. Ю. Круглова. – М.: КноРус, 2009. – 499 с. 

1

6.

Плесовских Т.С. Педагогический менеджмент как альтернатива административно-командного управления в инновационных образовательных учреждениях / Т. С. Плесовских // Казанский педагогический журнал. 2009.

1

Методические разработки[1]

 

Методические разработки кафедр института

 

 

6.2.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

 

Выходные данные

1

www.rst.ru – Российская государственная библиотека

2

www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»

3

www.gnpbu.ru – Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

4

www.pedsovet.org – Педагогическое Интернет-сообщество учителей

5

eLIBRARY.RU  Научная электронная библиотека -

6

http://www.pragmatist.ru/category/istoriya-menedzhmenta Энциклопедия менеджмента

7

knigafund.ru  Электронная библиотечная система

8

www.grebennikov.ru Электронная библиотека Издательского дома Гребенников

9

BiblioClub.ru Университетская библиотека

 

6.3.Перечень программного обеспечения

Наименование программного обеспечения[2]

1

средства MS Office2007:  Word, PowerPoint

 

6.4.Перечень информационно-справочных систем

Наименование информационно-справочных систем

1

Консультант +

2

 «Гарант»

3

YANDEX, GOOGLE, RAMBLER

 

 

7.      МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Помещения для проведения всех видов работ, предусмотренных учебным планом, укомплектованы необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения. Для проведения лекционных занятий используется демонстрационное оборудование. Лабораторные занятия проводятся в компьютерных классах, рабочие места в которых оборудованы необходимыми лицензионными программными средствами и выходом в Интернет. Мультимедийная аудитория, вместимостью более 60 человек. Мультимедийная аудитория состоит из интегрированных инженерных систем с единой системой управления, оснащенная современными средствами воспроизведения и визуализации любой видео и аудио информации, получения и передачи электронных документов. Типовая комплектация мультимедийной аудитории состоит из: мультимедийного проектора, автоматизированного проекционного экрана, акустической системы, а также интерактивной трибуны преподавателя, включающей тач-скрин монитор с диагональю не менее 22 дюймов, персональный компьютер (с техническими характеристиками не ниже Intel Core i3-2100, DDR3 4096Mb, 500Gb), конференц-микрофон, беспроводной микрофон, блок управления оборудованием, интерфейсы подключения: USB,audio, HDMI. Интерактивная трибуна преподавателя является ключевым элементом управления, объединяющим все устройства в единую систему, и служит полноценным рабочим местом преподавателя. Преподаватель имеет возможность легко управлять всей системой, не отходя от трибуны, что позволяет проводить лекции, практические занятия, презентации, вебинары, конференции и другие виды аудиторной нагрузки обучающихся в удобной и доступной для них форме с применением современных интерактивных средств обучения, в том числе с использованием в процессе обучения всех корпоративных ресурсов. Мультимедийная аудитория также оснащена широкополосным доступом в сеть интернет. Компьютерное оборудованием имеет соответствующее лицензионное программное обеспечение.

Компьютерный класс, представляющий собой рабочее место преподавателя и не менее 15 рабочих мест студентов, включающих компьютерный стол, стул, персональный компьютер, лицензионное программное обеспечение. Каждый компьютер имеет широкополосный доступ в сеть Интернет. Все компьютеры подключены к корпоративной компьютерной сети КФУ и находятся в едином домене.

Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе "КнигаФонд", доступ к которой предоставлен студентам. Электронно-библиотечная система "КнигаФонд" реализует легальное хранение, распространение и защиту цифрового контента учебно-методической литературы для вузов с условием обязательного соблюдения авторских и смежных прав. КнигаФонд обеспечивает широкий законный доступ к необходимым для образовательного процесса изданиям с использованием инновационных технологий и соответствует всем требованиям новых ФГОС ВО.

 

           

8.      МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемые виды лекций: традиционная, лекция - беседа, проблемная лекция, лекция с разбором конкретных ситуаций. Рекомендуемые методы обучения: кейс-метод (анализ конкретных ситуаций), дискуссия, имитационные упражнения, мозговой штурм, деловая игра, метод проекций, консультация.

Рекомендуемые виды самостоятельных работ: конспектирование, реферирование, анализ технологий, составление опорных схем, разработка тестовых заданий, сценариев дидактических игр, планов дискуссий, формулирование вопросов к обсуждению. Рекомендуемые методы текущего контроля знаний обучающихся: беседа, фронтальный опрос, итоговое тестирование, собеседование (зачет).

Контроль знаний проводится во время итоговой аттестации (зачет) - в виде устных ответов студентов на вопросы.

В целях активизации усвоения знаний, умений и навыков и повышения качества образовательного процесса применяются активные методы. При изучении данной учебной дисциплины используются:

Анализ конкретных ситуаций. Конкретная ситуация –  любое событие, которое содержит в себе противоречие или вступает в противоречие с окружающей средой. Ситуации могут нести в себе как позитивный, так и отрицательный опыт. Все ситуации делятся на простые, критические и экстремальные.

Кейс-метод (англ. case – случай, ситуация) – усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Непосредственная цель метода case-study – обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы делятся на практические (отражающие реальные жизненные ситуации), обучающие (искусственно созданные, содержащие значительные элемент условности при отражении в нем жизни) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредствам применения метода моделирования)

Презентация на основе современных мультимедийных средств. Презентация – эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции. 

Индивидуальные тематические задания интерактивного плана.

В процессе изучения дисциплины студенты получают индивидуальные задания, выполнение которых предполагает поиск,   отбор и  обработку информации, который производится  с использованием баз данных и информационно-поисковых систем, имеющихся в вузе. 

 

Суммарно по дисциплине можно получить 100 баллов, из них текущая работа оценивается в 50 баллов, итоговая форма контроля - в 50 баллов. Минимальное количество для допуска к зачету 28 баллов.

86 баллов и более - "отлично" (отл.);

71-85 баллов - "хорошо" (хор.);

55-70 баллов - "удовлетворительно" (удов.);

54 балла и менее - "неудовлетворительно" (неуд.).

 



[1] Указываются методические разработки кафедры. Например, курсы лекций, указания по выполнению контрольной работы, указания по изучению дисциплины и т.д.

[2] Указываются только лицензионные программные средства